ОРКСЭ

"Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез,

поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди", - сказал В.В. Путин на встрече с представителями традиционных конфессий России.


Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  • ​Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цели курса: 
• Формирование начальных представлений о российских духовных традициях, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и светской этики, основанное на отечественных культурных традициях; 
• Развитие представлений младшего школьника о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества. 

Задачи курса: 
• Вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми. 
• Раскрыть духовные и физические дарования детей. 
• Сформировать гражданское самосознание. 
• Взрастить любовь к своему Отечеству – и народам населяющим Россию. 

Предмет будет изучаться в 4 классах (в объеме 34 часов) с 1 сентября 2012 года



Информация

о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса граждан России в 4-х классах общеобразовательных организаций Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи школьника: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Преподавание предмета направлено на воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры. Выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры, мировых религиозных культур или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации является прерогативой родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, несущих ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, имеющие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие хотя бы одного из родителей на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления обязательно.

Отказ от выбора модуля и изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 С уважением, администрация МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалыма


Сведения о выборе модулей родителями (законными представителями)

обучающихся  4х классов    в  2017-2018 учебном году

ОО

Кол-во 4-х классов

Общее кол-во обучающихся в

 4 классах

         Количество обучающихся, выбравших модули:

Кол-во часов в учебном плане

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы исламской культуры

Не изучают курс

(указать причину)

1

МАОУ «Средняя школа № 6»

26

15

3

6

0

0

2

0

2

24

1

2

12

0

0

9

0

3

26

8

5

2

0

0

11

0

4

25

3

0

17

0

0

5

0

5

25

 0

11

8

0

0

6

0

5

126

27

21

45

0

0

33

0

6

  

Сведения о подготовке педагогических кадров, реализующих комплексный учебный курс ОРКСЭ

Кол-во преподавателей, реализующих курс ОРКСЭ

в 2017/2018 уч.г.

Из них имеют высшее педагогическое образование

Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

Не прошли ПК до начала учебного года

Необходимо повторное ПК

5

5

5

0

0

Примерный перечень 

необходимых нормативно-правовых актов при введении курса ОРКСЭ

На уровне региона:

  • ​о внесении изменений в Закон субъекта РФ «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования»( если есть);
  • «О создании и составе Межведомственной рабочей группы (Координационного совета) по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ»;
  • «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»;
  • «Об организации повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»»;
  • «Об утверждении плана основных мероприятий по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
  • «О проведении мониторинга хода введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях в 2009-2011учебных годах»;
  • Инструктивно-методические письма руководителям муниципальных органов управления образованием.

На муниципальном уровне:

  • ​«Об организации выбора модулей муниципальным органом управления образованем»;
  • Рекомендации по обеспечению выбора модуля курса ОРКСЭ
  • «Об организации оплаты труда учителей ОРКСЭ»;
  • «О мониторинге процесса введения комплексного курса ОРКСЭ»;
  • «О создании районного методического объединения учителей, преподающих курса ОРКСЭ»;
  • «Об утверждении списков учащихся 4-5-х классов»;

На уровне ОУ:

  • ​«Об организации выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями и обучающимися 4-х классов»
  • «О назначении учителя для преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»;
  • «О внесении изменений в учебный план на 2011/2012 учебный год»;
  • «О распределении учебной нагрузки»;
  • «О формировании групп по изучению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».